10.02.2023
Психофизиологические и
возрастные особенности поведения
дошкольника на улице
Для чёткого понимания поведения детей дошкольного возраста на улице необходимо
иметь представление о психофизиологических особенностях их развития в этом
возрасте и постараться с учётом этих особенностей, привить им основные навыки безопасного
поведения на улице, особенно вблизи проезжей части дорог.
Следует помнить о том,
что:
- играя с игрушками, дети привыкают, что их машинки и паровозики останавливаются
мгновенно, в соответствии с их желаниями. Эти игровые ситуации переносятся в их
сознании и в реальный мир. Они убеждены, что любое реальное транспортное
средство может остановиться мгновенно и потому практически просто не обращают
внимания на автотранспорт. Разделение ситуаций на реальные и игровые происходит
постепенно уже при обучении в школе;
- ребёнок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего
поведения вблизи проезжей части, либо на пешеходном переходе;
- внимание малышей всегда полностью сосредоточено только на своих
конкретных действиях. Броситься бегом следом за мячиком, или к приятелю на
другой стороне дороги для него единственно важно;
- о собственной безопасности, особенно на пешеходных переходах, дети просто
не задумываются; реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, потому они
гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность. Если
взрослому человеку на оценку ситуации достаточно 0,8…1 секунды, то у ребёнка на
это уходит до 3…4-х секунд.
Например: отличить движущийся автомобиль от стоящего, взрослый человек, сможет за
четверть секунды, а семилетнему ребёнку для этого может потребоваться до 4-х
секунд.
- на бегу, маленькие дети останавливаются с запозданием
и именно поэтому на сигнал опасности они реагируют со значительным опозданием;
- сектор обзора и поле зрения у малышей гораздо меньшие, чем у взрослых.
Как правило, дети хорошо видят только то, что находится напротив них;
- в пятилетнем возрасте они могут ориентироваться на расстоянии до пяти
метров, в 6-летнем до 10 метров, всё, что при этом происходит справа и слева
остаётся незамеченным. Надёжная, чёткая ориентация по сторонам: право, лево,
приобретается ими только в семилетнем возрасте; вплоть до восьмилетнего
возраста дети слышат только то, что представляет для них интерес. И только в
этом возрасте они начинают определять точное направление на источники
постороннего звука и каким-то образом прогнозировать степень их опасности.
Пока малыш делает свои первые шаги и набивает шишки под присмотром родителей
и близких родственников научить ребёнка безопасному поведению достаточно
сложно. Но вот ребёнок подрос, ходит в детский садик. Родители обязаны дать ему
понять, что его спокойная и безопасная жизнь теперь зависит и от его правильного
поведения, а не только от родителей и воспитателей. Делать это
нужно тактично, спокойно, стараться свои пояснения сопровождать наглядными примерами,
но при этом, ни в коем случае не пугать детей. Если что-то в вашем рассказе или
показе примера из реальной жизни испугает ребёнка, то при возникновении такой
же или похожей ситуации он просто может «впасть в ступор», «застыть от ужаса» и
попасть в опасную ситуацию, чаще всего безвыходную.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2023
Дата обновления: 09.02.2023
Дата публикации: 10.02.2023